top of page
Фото автораВероника Туркина

Усилие и насилие - в чём разница?

Обновлено: 2 мая 2019 г.



Если вы читали что-то из моих текстов, то, наверное, уже заметили, что я рьяно выступаю против всякого насилия: к окружающей среде, животным, людям, любимым и уж тем более по отношению к себе. Но мне часто отвечают: разве можно достигнуть успеха, не преодолевая себя, не тестируя свои возможности, не выходя на новые горизонты? И я, разумеется, соглашаюсь со своими оппонентами. Развитие предполагает движение вперед, выход за пределы своей личности, энергетических затрат. И оно требует усилия, но никак не насилия.

В чём же разница, спросите вы? Первый и простой ответ — в результате.

Усилие приносит удовлетворенность и душевный подъем, а насилие — тошноту и боль.

Сейчас поясню, что я имею в виду.

Мало кто из моих знакомых ходит в фитнесс-клуб, бегает или занимается йогой без малейшей волевой решимости, просто потому, что «случайно занесло». Это детишки прыгают, бегают и делают «колесо» сами по себе, а взрослые предпочитают экономить энергию. А вот самые сознательные взрослые заботятся о сохранности своего здоровья и берут на себя физические нагрузки.

Идея заниматься спортом, несомненно, хороша, но, даже не будучи фитнесс-тренером, могу сказать, что бесконечно важно соотносить нагрузку с реальным состоянием организма. Пытаясь быстро достичь результатов, можно повредить мышцы и суставы, уронить уровень сахара до того, чтобы упасть в обморок (это из жизни, никаких выдумок), да и можно сильно разочароваться в себе, не справившись с собственными ожиданиями.

И если тренеры говорят, сделайте чуть больше, чем вам кажется вы можете, то мой совет обратный: сделайте чуть меньше чем вы можете. Выходите из-за стола (читай «спортзала») чуть-чуть голодными. Тогда вы с радостью вернетесь обратно. Как говорили мои учителя йоги: выполняйте асану так, чтобы вы могли искренне улыбнуться в ней. Особенно приятно повышать нагрузку, когда ощущаешь свои силы, когда условных 15 минут чего бы то ни было уже мало, и хочется еще. Это касается не только спорта. Спортзал здесь — это метафора, хотя к физическим нагрузкам мои рекомендации тоже применимы.

Позвольте себе испытывать «аппетит» даже к самому неинтересному занятию. А аппетит, как известно, приходит во время еды.

И вот так сядешь за диссертацию на 5 минуточек, а просидишь всю ночь. Хотя к этому я точно не призываю. Сон — важнейшая биологическая потребность человека, а его лишение — это с древних времен известная форма насилия.

Итак, усилие может принести удовольствие и энергию, а насилие — неприятные ощущения: тошноту, тяжесть, тоску, слабость. Доверяйте своему телу, оно точно знает, где проходит водораздел. Если же тело не привыкло подавать сигналы (все равно не услышат) или вы пренебрегаете ими так как являетесь поклонниками чистого рационализма, то рискуете попасться в ловушку.

Очень легко за реальное физическое и душевное удовольствие принять чувство успокоения от соответствия социальным ожиданиям. «Ну вот я наконец-то нормальная, добралась до спортзала/ сделала эпиляцию/ вырастила помидор». К сожалению, опора на чужие идеи и внешние требования, даже если вы понимаете их пользу, не создает сильную и устойчивую во времени мотивацию. Такая мотивация исходит из идеи, а не из реальной потребности и связанного с ней возбуждения — того самого аппетита. А значит, не учитывает текущих условий и состояния организма.

Заметить разницу между настоящим удовлетворением и насилием в пользу «правильного», «полезного», одобряемого поведения, даже если оно приносит кратковременное удовлетворение от соответствия нормам, помогает внутренний голос. Если вы чувствуете изнеможение, а мысль повторить процесс вызывает ужас, то, вероятно, вы только что изнасиловали себя. Если же в результате возникает мысль «М… а это было неплохо, стоит как-нибудь еще раз», то возможно вы получили удовольствие от процесса, а значит ваши усилия окупились.


Ведь удовольствие — это главное в нашей животной природе вознаграждение, а значит и лучший мотиватор.

Еще один признак насилия — это отсутсвие реального возбуждения по отношению к делу. Помните, как вы играли в детстве: можно было забыть про еду, друзей или родителей, не обращать внимание на усталость. Сейчас модно называть это состояние «потоком». Вот тогда вы вряд ди догадывались, что существует прокрастинация. Хотя бы потому, что такого слова еще не существовало. Если она и появлялась, то ее тогда называли «ленью». Вспомните, как мама говорит «Помой посуду», а вы про себя или вслух «Мне лень».

Я когда-то выходила из подобной ситуации, играя «в доктора»: я лечила заболевшую посуду с помощью специального массажа и водных процедур — было весело. Так что насилие всегда обнаруживается там, где нет желания, а есть обязанности, требования и представления о правильном. Усилие легко прилагать к тому, что интересно, что нас воодушевляет. И хотя у нас, у взрослых, всегда есть какие-то обязанности и ответственность, вспомните детский опыт, когда из скучного занятия удавалось сделать игру.

Усилия — это всегда процесс, это маленькие шажки по направлению к большому результату. Насилие же требует всего и сразу.

Точнее наоборот, если ловите себя на том, что хотите съесть слона одним укусом, то, похоже, вы пытаетесь применить насилие по отношению к себе. Как известно, слона следует есть по частям, задачу разбивать на подзадачи, а путь в тысячу ли начинать с первого шага. И если сам путь несет удовлетворение и удовольствие, то хороший результат просто неизбежен.

К сожалению, в нашей культуре принято было воспитывать детей через насилие. Мы должны были учиться терпеть и преодолевать себя, а способность проявлять насилие к себе приравнивалась к геройству. Какие дети считались «хорошими»? Тихие, молчаливые, усидчивые, послушные, вежливые, способные к самоконтролю и к монотонной работе. Но это само по себе противоречит детскому возрасту, когда у маленького человека еще много энергии, спонтанности и любопытства к внешнему миру.

Каким-то детям «повезло» они по темпераменту не слишком энергичные, любопытные, а другим приходилось научиться насилию над собой, чтобы угодить родительским запросам. А вспомните детские спортивные школы или музыкальные школы, кому что досталось. Ведь стране нужны были чемпионы и виртуозы, обычные дети либо подвергались насилию в надежде вытащить из них спрятанный талант, либо отвергались системой.

Меня саму когда-то исключили из музыкальной школы после трех лет мучений. А потом, когда я училась по обмену в США, возникла ситуация, что для молодежного представления понадобилось сыграть на пианино, а из всей группы хоть какой-то опыт в этом оказался только у меня. Вы не представляете сколько я получила поддержки и с какой страстью каждый день учила нужные мелодии, занимаясь по собственной воле несколько часов в день. Видели бы меня тогда мои бывшие преподаватели.

Сейчас все больше говорят о методике зеленой ручки. В отличие от красной ручки, которой исправляют ошибку, метод зеленой ручки предполагает поддержку того, что получилось. А затем надстраивание новых навыков на базе того, что ученик уже умеет.

Я не устаю повторять, что развитие возможно только из опоры на безопасность и зону комфорта. При нарушении чувства безопасности все силы нашей психики направляются на защиту и самосохранение.

Развитие в таких условиях возможно только через насилие. Если же суметь выстроить свою зону комфорта: в базовых потребностях, отношениях, самоощущении, то тогда можно делать маленькие шажки в неизвестность или более сложные задачи. Стимулом и мотивацией тогда выступают удовольствие, любопытство и стремление к самореализации, которые и помогают нам прикладывать плодотворные усилия.

1 618 просмотров

Comments


bottom of page