Психотерапия не лечит. Психотерапия не делает счастливым. Психотерапия не делает больное место здоровым.
Лечит нас опыт, мудрость поддержка близких, любовь. Счастливыми нас делает такая жизнь, которая соответствует нашим потребностям, интересам и ценностям. А боль уходит, если рану перестать травмировать, и тогда она затягивается и зарастает здоровой тканью. Как-то все просто, правда?
Так что же она вообще может, эта психотерапия? И зачем тогда все это? Чем может быть полезна психотерапия, да еще и долгосрочная? Говорят, психотерапия учит осознанности. Звучит очень странно. Вроде понятно, но ничего не обьясняет. Предлагаю разобраться в чём дело.
Если по-другому, психотерапия не может сделать так, чтобы перестало болеть, но фокусирует меня на том месте, где мне больно. (И это, уже поверьте, совсем не делает меня счастливой!). Но, переживая свою боль, не наедине, а при поддержке, я могу посмотреть ей в лицо. Встреча со сложностью позволяет понять, от чего мне больно, и что с этим делать, и можно ли хоть что-то, и как мне теперь с этим жить.
Через психотерапию я обучаюсь внимательности к себе, чувствительности к тому, что происходит с моим телом или душой, узнаванию того, что мне нужно, отчего мне хорошо и от чего плохо. Да и вообще, распознаванию этого хорошо и плохо: где именно, как именно мне лучше или хуже, и что этому способствовало.
Чтобы встречаться лицом к лицу со своей болью нужны доверие и чувство безопастности. А для этого необходимо осознавать, что для меня опасно, и реально оценивать среду. То есть хорошо понимать себя и видеть, что происходит вокруг. Не через кривые зеркала прошлых и чужих представлений, а своими глазами. И этому тоже учит психотерапия.
А еще она учит самопринятию и принятию реальности. Как перестать делать из себя балерину (ну или стройную красотку, успешного менеджера, безбашенную подругу, идеальную хозяйку или все сразу).
Терапия помогает принять: я то, что я есть, что другого меня нет, никогда не было и не будет. Осознать свои ограничения значит осознать свои возможности. Перестать лить воду в сито и, наконец, достать кастрюлю.
Я говорю, что психотерапия обучает осознанности. Осознанность - это такой навык. Я делаю это неделю за неделей вместе с психологом, а потом оказывается, что я это уже умею и сама. И теперь я не просто замечаю, что со мной происходит, а начинаю принимать решения исходя из этой информации. И только тогда начинаются изменения. Не вследствие психотерапии как таковой, а вследствие тех новых решений, которые я принимаю.
Я, наконец, достаю из огня обожженную руку и начинаю на нее дуть. Выхожу из отношений, которые меня ранят, ограничивают или заставляют быть кем-то, кем я не являюсь. Начинаю соотносить, какую нагрузку я могу тянуть, а какую нет, и беру только то, что могу взять. Когда мне нужна поддержка, иду туда, где могу ее получить. Меняю свой образ жизни. Начинаю изучать то, что мне интересно, жить с тем, кто любит и любим, уделять время прятным занятиям... Огорчаюсь неудачам, грущу о потерянном. Живу СВОЕЙ жизнью. И потихоньку становлюсь счастливее.